Рассказывает выпускник и преподаватель LiDS - Олег Юрченко.
Луч света в тёмном царстве
Ландшафтные архитекторы из компании Архиленд пригласили меня создать освещение усадьбы Добролюбовых на Ночь музеев. Название инсталляции «Луч света в тёмном царстве» дала известная статья Н.А.Добролюбова, посвящённая драме Островского «Гроза». Название довольно символично - под тёмным царством подразумевался Нижний Новгород, в котором за последние годы сложилась катастрофа с уличным освещением. Город, похоже, деградирует в средневековую деревню.
Отвори потихоньку калитку…
Концепция подразумевала не заливать всё светом, а создать романтический образ таинственного ночного сада, с отдельными яркими пятнами деревьев на темном городском фоне. Использование даунлайтов с необычным для естественного освещения направлением света снизу вверх усилило театральный эффект.
Роли и…
Роли были распределены следующим образом: цветущие вишни, выходящие на улицу, было решено превратить в доминанту композиции с помощью цветного динамического освещения. Предполагалось создать по аналогии с торговым освещением витрину, которая заманивала бы прохожих в музей. Роль второго плана сыграла единственная цветущая яблоня, на которую были направлены акцентирующие светильники с узким лучом и с холодным светом для усиления белизны цветов. Фоном для нее служили другие незацветшие яблони, они освещались источниками теплого света. Поскольку листья у деревьев еще не полностью раскрылись и кроны были ажурными, удалось осветить растения заднего плана изнутри (прием Glow lighting) и превратить их в огромные кружевные светильники. Для этого использовались широкоугольные источники света. Такое многослойное освещение усилило глубину пространства.
... и исполнители
Для динамического освещения использовались светодиодные 10-ваттные ландшафтные прожекторы австрийского производства с регулируемым цветом. Акценты и освещение фона создавались венгерскими садовыми светильниками на колышке - «спайками» (Spikes). Они оказались очень удобны, так как позволили легко менять мощность, цветовую температуру и угол нацеливания. Скорее для примера «как не надо освещать сад» в цветнике был использован традиционный боллард - фонарь на ножке, свет от которого в основном бил по глазам, а не по растениям. Никто, кстати, около него ни разу не сфотографировался за весь вечер - стандартный подход не так интересен.
Почем сказка?
Светодиодные светильники по 2-3 ватта пробивали деревья до самой верхушки благодаря узкому лучу. Припасённые на всякий случай 5-ваттные источники света, так и не понадобились. Общая мощность системы не превышала 100 Ватт, в итоге за вечер нагорело аж на 2 рубля. Стоимость системы - около 30 тысяч рублей, не считая работ. Пора уже постоянное освещение таких объектов налаживать и совсем не обязательно тратить миллионы на скучные и дорогие фонари - креативный и грамотный подход к освещению может творить чудеса.
Фокус не удался - факир был трезв
Итак роли были розданы, все подготовлено, пора было монтировать оборудование. Однако поначалу что-то пошло не так. Вечерний мокап накануне ночи музеев закончился отключением всего освещения усадьбы - сработало УЗО. Чуть не пришлось, лежа мордой в асфальт, объяснять стражам порядка основы светодизайна. Пришлось забрать на ночь всю линию домой, переделать все соединения. Виной оказался шуруп крепления патрона в одном из светильников, который узкоглазые венгерцы вкрутили в провод.
Фототропизм: не зарастёт народная тропа
Днём в субботу уже все было готово и проверено, оставалось дождаться темноты. Часть светильников пришлось по ходу переориентировать, поскольку неожиданно изменился маршрут обзора сада. Я не учел, что посетителей будут выпускать из музея через чёрный ход прямо в сад и они, естественно, направятся прямиком к вишням. Чтобы сфоткаться под «сакурами» иногда даже выстраивалась очередь. Явление фототропизма (стремление живых организмов к свету) проявилось буквально, причем тропу протоптали прямо через грядку, на которой накануне высадили рассаду цветов. Надеюсь, за этот косяк меня простят сотрудники музея.
На том и сказке конец…
Начал накрапывать дождик. За светильники с IP67 можно было быть спокойным, но брошенные временные удлинители пришлось заматывать плёнкой. Решили не рисковать, чтобы ночь музеев не закончилась фейерверком. Ставить драму «Гроза» со вспышками электрических молний планов не было. После выключения освещения сада стала понятна пропасть между неожиданно закончившейся сказкой и тёмными нижегородскими буднями. «Какой светильник разума угас!» - вспомнилась некрасовская строка.
Яркие моменты
Жаль, что, несмотря на аншлаг в музее, мало нижегородцев увидели волшебный сад, который жил всего одну ночь. Надеюсь, в памяти земляков останутся яркие впечатления от ночного сада и сотни фотографий под цветущими «сакурами» в домашних архивах и фейсбуках. На сайте музея Добролюбова прочел лестный отзыв, привожу цитату:
«Ночь музеев в Музее Добролюбова прошла с большим успехом. Все задуманное добролюбовцами получилось! Наплыв посетителей был огромным, а очередь желающих попасть в музей - длинной. Разнообразные мероприятия проводились и в обоих зданиях музея, и на усадьбе… Ночью посетителей ожидал сюрприз: мастер-класс по п**светке растений ("Студия Ю"). Молодежь увлеченно делала селфи на фоне сияющей сакуры, в которую волшебник Олег Юрченко превратил цветущие вишни добролюбовского сада.»
(**Поскольку слово «подсветка» в кругах, к которым я близок, очень обидное, пришлось его запикать - ОЮ).
Визитки для волшебника
Думаю теперь: не заказать ли визитки с надписью «волшебник». На будущий год есть мечта осветить уже несколько музеев, создав экскурсионный маршрут «Круг света». У моих знакомых ландшафтников возникла идея провести фестиваль света, как в Лионе, который признан «Городом света» (пока, увы, Нижний скорее претендует на звание «Город тьмы»). Выполненная инсталляция - один маленький шаг навстречу мечте.
Юрченко Олег,
волшебник.
Comments