top of page

Приходите в музей!

Освещение музеев и выставок по праву считается одним из самых сложных направлений светодизайна и вообще светотехники. Ошибки в этой области дорого обходятся не только организаторам выставочных мероприятий, которые теряют посетителей неудачно освещенных экспозиций, но и владельцам самих экспонатов, которые могут потерять ценные экземпляры в прямом смысле этого слова. 

Тот, кто хоть раз имел дело с экспозиционным освещением знает сколько противоречивых требований и неожиданных обстоятельств приходится учитывать, чтобы найти оптимальное решение, которое устроит всех участников проекта. С одной стороны, света должно быть достаточно для того, чтобы посетители могли разглядеть все нюансы экспозиции - фактуру материала, едва заметный узор или старинные надписи. При этом нужно понимать, что слишком сильное излучение световых приборов, особенно в инфракрасной и ультрафиолетовой зоне, может нанести непоправимы вред экспонатам. 

Проектируя освещение экспозиции, светотехники часто используют приемы, которые применяют профессиональные фотографы - комбинация прямого и рассеянного света, использование контурного или заполняющего освещения. Однако, в фотографии мы имеем дело с одним видом, а в музее задача усложняется тем, что объект нужно одинаково хорошо показать со всех сторон. 

В некоторых случаях специфика и тема выставки требует создать камерную обстановку и выделить только экспонаты, как будто они волшебным образом возникают ниоткуда. В больших выставочных залах картинных галерей, наоборот, нужно имитировать рассеянный естественный свет. При этом нельзя забывать о навигации, освещение должно помогать посетителям ориентироваться в пространстве и правильно воспринимать логику экспозиции.

Существует мнение, что картины лучше всего передают идею художника, когда он освещены именно таким светом, при котором они были написаны. Какой источник света выбрать в таком случае - естественный свет солнечного неба или тусклый теплый свет свечи?


При этом есть такие произведения, которые художник сознательно писал при разном освещении. Например, серия Руанский Собор Клода Моне состоит из полотен, на которых собор изображен в разное время года и суток, при различных погодных условиях. Выбор правильного источника света - задача, требующая большого опыта и знаний не только в области светотехники, но и по истории искусства.

Способ освещения тоже имеет большое значение. Как правило, картины лучше видны, когда они равномерно освещены рассеянным светом, что позволяет избежать резких теней, бликов и зеркальных отражений.  


Скульптуры же, наоборот, лучше воспринимаются при наличии игры света и тени. Поэтому, невозможно проектировать освещение выставочного зала, не понимая какие объекты будут там выставляться.

Несмотря на то, что в большинстве случаев, освещение в музее или в галерее статичное, и театральные динамические эффекты тут будут не уместны, иногда приходится заранее предусматривать возможность переустройства осветительной установки при смене экспозиции.

Все эти противоречия делают музейное освещение задачей катастрофически сложной, но при этом ужасно интересной. Надеюсь, мы смогли убедить вас, что не стоит приступать к этому сложному делу, не получив хотя бы минимальных знаний по предмету.

25 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page