Светодизайнер LiDS Studio, Анастасия Рябых, сделала подборку культовых светильников и рассказала о том, чем вдохновлялись авторы во время работы над ними.
POUL HENNINGSEN
ARTICHOKE 1958
Первый Artichoke был создан из меди для копенгагенского ресторана The Langelinie в 1958 году.
В 2008 году в рамках выставки Light & Building во Франкфурте-на-Майне был представлен Artichoke изготовленный из стекла. А на 50-й юбилей вышла лимитированная серия из 50 светильников Artichoke, покрытых 24-каратным золотом.
ARNE JACOBSEN
AJ 1957
Данный светильник был разработан специально для новой 5-звёздочной гостиницы Radisson Blu Royal Hotel в Дании.
Отличительной чертой AJ является его узнаваемый профиль в форме раструба, который можно наклонять и основание с отверстием в базе, куда предполагалось ставить пепельницу.
ACHILLE CASTIGLIONIPIER, GIACOMO CASTIGLIONI, ARTURO EISENKEIL
Эти светильники были разработаны специально для новой 5-звёздочной гостиницы Radisson Blu Royal Hotel в Дании.
В 1959 году Артуро Эйзенкейл из Мерано (Италия) узнал о новой технике и начал искать возможности ее применения. В своих поисках он объединил усилия с Дино Гавиной и Чезаре Кассиной и основал компанию по производству осветительных приборов.
Это сотрудничество положило начало многолетней работе в области дизайна со знаменитыми братьями Кастильоне и Тобиасом Скарпа. Первые лампы Cocoon были названы: Viscontea, Taraxacum и Gatto от братьев Катильони.
TACCIA 1962
Концепция светильника была придумана в 1958 году, но первый прототип появился только год спустя. Согласно архивным материалам, предоставленными фондом Акилле Кастильони (Fondazione Achille Castiglioni) братья вели разработку первого прототипа в 1958 году с характерным отражателем из про- зрачного пластика, а не из стекла.
Сам Кастильони вспоминал: «Я должен признать — и я даже хотел бы подчеркнуть это — светильник первоначально был сконструирован с большими недочетами. Компании Flos на тот момент еще не су- ществовало, и мы разработали этот объект с использованием прозрачных пластиковых материалов. Но когда мы впервые стали тестировать светильник, то заметили, как пластмасса стала плоской из-за тепла.
«Он считается Мерседесом среди светильников, символом успеха, возможно, потому, что его основание похоже на колонну. Мы, конечно, не думали о престиже, когда проектировали его, мы просто хотели создать охлаждающую поверхность, которая рассеивала бы тепло».
INGO MAURER
ZETTEL’Z 5 1997
31 распечатанный и 49 чистых листов бумаги.
Пустые листы бумаги, прилагаемые к светильнику, сделаные из очень тонкой и полупрозрачной японской бумаги, предназначены для ваших собственных сообщений или зарисовок.
GOLDEN RIBBON 1994
Инго Маурер создал первую «Золотую ленту» в 1994 году для Центра исполнительских искусств в Тель-Авиве.
LIGHT STRUCTURE 1970/2013
В 1970-ом он придумал подвесной светильник Light Structure. Это изделие из акрила, плексигласа и алюминия. Шесть светящихся трубок составляют объемную геометрическую структуру и удерживаются в этом положениис помощью тросиков (они же электрические провода). Светильник создавался в те времена, когда доступными источниками света были люминесцентные лампы.
RAFFAELE CELENTANO
CAMPARI LIGHT 2002
Десять оригинальных бутылок газировки Campari, которые можно снять по отдельности. Материалы изготовления: пластик, металл. Свободно регулируемая высота с помощью корончатой пробки Campari.
GEORGE CARWARDINE
ANGLEPOISE 1933
Лампа на шарнирной ножке особого типа. У большинства таких ламп, чтобы зафиксировать наклон ножки, нужно стянуть шарниры винтами, а лампу «Anglepoise» фиксировать не надо: какое положение она примет, в том и останется. Колена ее ножки скреплены пружинами, благодаря которым конструкция всегда остается сбалансированной.
VERNER PANTON
FLOWERPOT 1968
Покорение космоса, вера в мир и любовь, гармония — все отразилось в сферической форме светильника.
LE CORBUSIER
LAMPE DE MARSEILLE 1949
De Marseille представляет собой регулируемый настенный светильник с двумя шарнирами на кронштейне и вращающимся настенным креплением. Также выпускается мини-версия с уменьшенными габаритами.
Переизданием наследия Ле Корбюзье в середине 1990-х занялся миланский бренд NEMO Lightning.
MARIANO FORTUNY
FORTUNY 1907
Идея скрестить треногу от фотоаппарата с вращающимся шелковым абажуром.В тот период Мариано работал над созданием непрямого сценического света, и неудивительно, что лампа на трех ногах, больше похожая на оборудование для фото студий, стала итогом его поисков. Светильник назвали в честь изобретателя — Fortuny.
Автор статьи:
Анастасия Рябых, светодизайнер LiDS Lighting Design Studio
Comments