Скандинавский дизайн как стиль давно занял прочные позиции в дизайне интерьера, промышленном дизайне и архитектуре, и нашел своих поклонников в России. Но, о скандинавском светодизайне мало известно, хотя освещение является неотъемлемой частью интерьера и нашей жизни в целом. В этой статье мы поговорим об истории развития дизайна светильников и светодизайна Северной Европы ...
1920-е, 1930-е года.
Промышленная революция 19 века позволила создавать вещи массового потребления. Новые возможности породили новые идеи. Творческие люди начали задумываться о создании вещей не только красивых, но и функциональных, доступных широким массам. В 20-е годы 20 века появляется дизайн как область деятельности со своей философией. Многие из первых дизайнеров были воспитаны самой известной и по сей день школой Bauhaus, появившейся в 1919 году в г. Веймар (Германия).
В области дизайна светильников прорыв начался с появления более яркого, по сравнению со свечами, электрического источника света – лампы накаливания. Датский дизайнер Poul Henningsen , являясь редактором журнала «NYT», одним из первых начал теоретическое и практическое изучение света. Целью его работ было создание светильника, дающего комфортное освещение. И в 1924 году компания Louis Poulsen, в которой дизайнер работал всю жизнь, выпускает известный светильник «PH hanging light». В нем источник света всегда скрыт от наблюдателя, а благодаря форме отражателя, свет получается мягким и комфортным.
Таким образом, в начале тридцатых годов дизайн Дании и в особенности Германии занимает лидирующие позиции в мире. Однако в 1933, году после прихода Гитлера к власти, школа Bauhaus закрывается. Студенты, дизайнеры и преподаватели уезжают в СССР, США, Данию и другие страны. Однако в Союзе с 1937 года дорога дизайну тоже была закрыта. А в США дизайн начнет активно развиваться только с 50-х годов. Под влиянием этих событий, начиная с середины тридцатых годов, центром развития дизайна становится Дания.
940-е годы.
Тяжелая мировая обстановка отразилась не только на жизни людей, но и на дизайне. В производстве светильников упор делался на простоту, комфорт и доступность. Таким примером может являться светильник «fruit hanging light».
1950-е годы.
Середина XX века была временем возрождения человечества - это годы серьезного подъема, невероятного всплеска в экономике, культуре и дизайне, время поиска новых форм, материалов и новой эстетики. Появился новый взгляд на дизайн, заключающийся в том, что дизайнер должен уметь создавать все. В Дании такой пример - Arne Jacobsen, который был архитектором, дизайнером мебели, светильников, интерьеров и даже столовых приборов, что он наглядно продемонстрировал в работе над гостиницей SAS Royal Hotel, которая стала новым словом в архитектуре и дизайне 50-х.
В это время появляются концептуальные идеи, в которых внешний вид предмета подчинен его функции. Впоследствии это станет одной из главных черт «скандинавского стиля». Одни из первых работ в этом направлении принадлежат дизайнеру Lisa Johannson-Pappe (Финляндия). Хотя, конечно такая конструкция имеет свои минусы по сравнению с работами Poul Henningsen - большая светящаяся поверхность не совсем комфортна для наблюдателя и она может отражаться в бликующих материалах.
Всех этих недостатков лишен «Артишок» (Poul Henningsen),
который по праву считается не только самым красивым,
но и самым комфортным светильником XX века.
Всеми этими достоинствами обладает и его младший брат - светильник «Snowball».
И, конечно же, 50-е запомнятся всем первыми светильниками дизайнера Verner Panton. То, что предстало перед публикой в виде простого и яркого светильника «Topan», в 70-х превратится в целое психоделическое направление, которое разрушит стереотип восприятия скандинавского дизайна как исключительно функционального.
Эстетика снова выходит на первый план. Новатором в этой области был Verner Panton (Дания). До него в светильниках использовали преимущественно традиционные материалы: вошедший в обиход еще в 20-х годах эмалированный металл, и ставшее популярным чуть позже рассеивающее опаловое стекло. Verner Panton всегда искал что-то новое и в 60-х он начал свои эксперименты с пластмассами.
Среди достоинств этого материала - прочность, легкость и дешевизна. Благодаря творческому союзу новых возможностей пластика и невероятной фантазии Вернера, мир получил не только знаменитый стул «Panton», не имеющий ножек, но и множество светильников, среди которых особую популярность получила люстра «sp2 spiral-lamp».
Вернер Пантон, как ученик Арне Якобсена, считал, что все предметы интерьера должны быть подчинены общей идее. Но, его взгляд на эту самую общую идею кардинально отличался от всех дизайнеров того времени. Пантон считается основателем психоделического направления 70-х, где, наряду с использованием большого количества ярких, насыщенных цветов, немало внимания уделяется светящимся поверхностям, которые только сейчас начинают получать широкое распространение в светодизайне.
1990-е, 2000-е годы.
Пропустим 80-е, потому что это время не принесло ничего выдающегося и значимого в скандинавский дизайн, и перейдем сразу к смене столетий. 90-е и 00-е, это годы, когда в Европу активно приходит такое понятие как «светодизайн». Все привыкли к тому, что существует «дизайн интерьера», «дизайн светильников», но никто не задумывался о том, что формировать пространство можно не только за счет предметов (мебели и светильников), но и за счет самого света. Благодаря развитию нового направления, в начале XXI века особую популярность приобретают световые инсталляции. Одна из первых работ в этом направлении «Weather Project» от Олафура Эллиасона, была представлена в Турбинном зале Лондонского музея Tate Modern. Его искусственное солнце перевернуло восприятие того, каким может быть свет в интерьере.
Таким образом, на протяжении всей истории дизайна от светильников до светодизайна Скандинавия была и остается местом, где рождаются тенденции. Эта часть света всегда оставалась самобытной, где-то загадочной, но всегда притягательной.
Comments