top of page

Современные тренды освещения в метрополитене

С ростом численности населения и личного транспорта особенно актуальной задачей становится необходимость развития общественного транспорта. Наряду с техническим совершенствованием подвижного состава, становится важным удобство и комфорт объектов транспортной инфраструктуры и средств передвижения. Поскольку большую часть информации из окружающей среды мы воспринимаем и обрабатываем именно через зрение, общее ощущение комфорта напрямую связано с визуальной эргономикой. Именно от освещения во многом зависит привлекательность общественного транспорта, который в силу своего частого и повсеместного использования формирует образ города у жителей и гостей.

Каковы же возможности светодизайна на объектах транспортной инфраструктуры, в частности, в метрополитене?


Светодизайн позволяет не только обеспечить визуальный комфорт для пассажиров, создать настроение, но и сформировать успешный имидж, повысить статус и престиж метрополитена, как объекта городском среды и побудить горожан пользоваться общественным транспортом.


Базовой потребностью людей является естественный свет, который исключительно важен для человека, он позволяет не только видеть окружающую среду, но и влияет на наше здоровье, определяет тонус нервной системы, обмен веществ в организме, иммунные и аллергические реакции, определяет наше эмоциональное состояние.

Поэтому, так важно людям, находящимся под землей, обеспечить доступ к естественному свету.

1. Casa de Musica Station, Oporto, Portugal/ 2. Наземный вестибюль станции метро «Солнцево», Москва, Россия/

3. Платформа станции метро «Мичуринский проспект», Москва, Россия


В подземных вестибюлях, где нет доступа естественного света, на помощь приходит искусственный свет. Прежде всего, искусственный свет нам нужен для утилитарного освещения, он позволяет создать достаточную степень освещенности для безопасного перемещения по вестибюлям метро, залам и эскалаторам. Помогает создать визуальный комфорт и ощущение светлого пространства.

1. Подземный вестибюль станции метро «Новопеределкино», Москва, Россия/ 2. Nudalen Station, Oslo, Norway


Как правило, транспортные узлы, залы и вестибюли имеют большие пространства, поэтому важной потребностью в метрополитене является ориентирующее освещение, способствующее правильной навигации. Грамотное ориентирующие освещение указывает на нужный маршрут, дает возможность правильно ориентироваться и перемещаться в нужном направлении, позволяет оптимизировать транспортные потоки, помогает найти выход в аварийных ситуациях.

Пример использования цветного освещения для маркировки эскалаторов определенной линии метро


Если до недавнего времени этих видов освещения было достаточно, то с появлением светодиодов и развитием светодизайна, в нашу жизнь активно входит декоративное и интерактивное освещение.

Декоративное освещение способствует созданию ассоциаций, поднимает настроение, вызывает эмоции.

Динамическое цветное освещение Second Avenue Subway, New York


Интерактивное освещение вызывает повышенный интерес, развлекает, помогает установить и наладить взаимодействие пользователей с окружающем пространством, вызывая положительные эмоции у человека и связывая их с этим местом. Интерактивное освещение реагирует на простые действия людей, меняя при этом форму, цвет, динамику. Например, интерактивная стена может реагировать на проходящих мимо людей, улавливать их перемещение и повторять его в виде цветового пиксельного изображения. Этот тренд может стать особенно перспективным способом для повышения привлекательности общественного транспорта.

Platform 5, Sunderland, UK


Отличительной особенностью метрополитена является отсутствие естественного света в наземных вестибюлях в вечернее время и полное отсутствие света в подземных, в течении светового дня. Но хорошая новость в том, что его психологическую и биологическую нехватку можно компенсировать искусственным освещением и делать это лучше используя такой важный тренд, как биодинамическое освещение.


Мы все функционируем в соответствии с ритмом, определяемом природой, это заложено в нас эволюционно. Просыпаясь с рассветом, мы используем дневной свет в наших повседневных делах – работе, учебе. Ближе к вечеру, когда свет становится менее интенсивным, уровень гормона мелатонина в нашем организме начинается повышаться, мы отчетливее чувствуем сонливость, расслабляемся. Также осенью и зимой, когда длительность светового дня становится меньше, люди чаще чувствуют вялость, апатию, упадок сил, наблюдается зимняя депрессия. Таким образом, интенсивность солнечного света и биологические ритмы организма человека находятся в прямой зависимости. Этот факт позволяет говорить о возможности гармонизировать циркадные ритмы с помощью освещения.

Проектирование освещения в соответствии с циркадным ритмом является принципиально другим процессом, чем стандартное проектирование освещения.


При проектировании освещения в соответствии с концепцией биодинамического освещения важно учитывать интенсивность света, спектр и время воздействия, так, как это происходит в природе.

Использование биодинамического освещения в метрополитене также предложено в проекте станции на новой линии метро Fornebubanen в Осло, Норвегия, выполненного Zaha Hadid Architects и A_Lab.

Платформа станции Форнбупортен (в 10:00 и в 20:00)


Проектирование станций с учетом последних трендов светодизайна позволит метрополитенам оставаться на пике популярности среди городских средств передвижения. Светодизайн способен изменить внешний вид и обеспечить визуальный комфорт подземки, превращая станции метро в узнаваемые и уникальные объекты городской инфраструктуры, привлекающие жителей и туристов не только как способ передвижения по городу, но и как интересные городские достопримечательности. Грамотное использование основных видов освещения способно удовлетворить не только основные потребности человека на транспорте: в безопасности, способности видеть и ориентироваться в протяженных подземных переходах и вестибюлях, но и растущие потребности человека в эмоциональном контакте и интерактивном взаимодействии с окружающим пространством.


Эта статья анонсирует цикл публикаций о светодизайне на транспортных объектах. В последующих выпусках планируется рассказать об архитектурном освещении наземных вестибюлей и рабочих зон метрополитена, об основных показателях качества световой среды и о рекомендациях по улучшению освещения в метрополитенах.


Автор: Елена Бокова, ведущий светодизайнер студии светодизайна LiDS

240 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page