top of page

Мировые светодизайнеры. Ричард Келли

Ричард Келли (Richard Kelly, 1910-1977), американский архитектор и светодизайнер, который по праву считается родоначальником "световой архитектуры" и профессионального светодизайна.

Ричард Келли окончил факультет архитектуры Йельского университета изящных искусств (Yale University's School of the Fine Arts), Нью-Хейвен, штат Коннектикут в 1944 году и начинал свою профессиональную деятельность, как самостоятельный художник по свету. На следующие 3 десятилетия судьба связала его сотрудничеством с выдающимися архитекторами своего времени, такими как: Ludwig Mies van der Rohe, Louis I. Kahn, Philip Johnson и многие другие, чьи совместные работы с Ричардом Келли на долго определили ночной облик многих городов. Его карьера началась в удачный момент. С увеличением прозрачности фасадов, внутренне освещение стало играть все большую роль в ночном облике зданий, придавая им пространственную глубину и оживляя холодный железобетон. Многие из внедренных тогда технологий архитектурного освещения применяются мастерами света и по сей день.


Ричард Келли сыграл важную роль в разработке тех постулатов освещения, которые являются азбукой при создании ночного облика частных и общественных зданий и всего окружающего пространства, благодаря чему наши города перестали "спать" по ночам!


Его можно считать настоящим пионером в дизайне освещения. Он позаимствовал существующие идеи из психологии восприятия и театрального освещения, объединив их в единую концепцию. Ричард оторвался от жестких ограничений, навязанным использованием равномерного освещения как центральной фигуры в формировании световой среды, и предложил в качестве главного критерия оценки освещения ставить прежде всего вопрос не о его количестве, а о качествах, подчеркивающих его индивидуальность. Виды освещения, выделенные Келии, были разработаны в соответствии с их функциональным назначением, которое, в свою очередь, направленно на восприятие наблюдателем.


В 1950-х годах Ричард Келли выделил три основные функции света: свет чтобы видеть (общее освещение), свет чтобы увидеть (акцентное освещение), свет чтобы смотреть (декоративное освещение).

В качественном светодизайне, общее освещение - не конечная цель, а лишь инструмент для ориентации в пространстве и фон для более широких возможностей света. Акцентное освещение выходит за эти рамки. Оно подчеркивает особенности окружающего пространства и создает некую иерархию восприятия. С помощью акцентного освещения легко выделить важные моменты и оставить "в тени" не столь значимое, растворяя его в фоне общего освещения. Подсветка может быть использована как основной подход при конструировании архитектурного пространства с помощью света. Декоративное освещение можно сравнить с игрой бриллиантов на солнце - оно радует глаз, на него просто хочется смотреть. Не важно, будут это световые узоры, динамическое освещение или что-то иное, главное что их объединяет одна задача - окунуть наблюдателя в магию света.


Главный творческий принцип Ричарда Келли - это умелое балансирование между этими тремя видами освещения в одном архитектурном пространстве и грамотное сочетание их достоинств в одной концепции, где ничего не присутствует случайно. Хорошо продуманная концепция освещения, является результатом анализа окружающего пространства, правильной постановки задач и грамотного выбора инструментов ее реализации. Светильники - это всего лишь язык светодизайнера, а составить из них поэму, и есть искусство светового дизайна!


Ричард Келли, как художник по свету, приложил руку к более чем трем сотням проектов по всему миру, большинство из которых находятся в США, в том числе:


- "Glass House", в Нью-Ханаан, штат Коннектикут (архитектор Philip Johnson, 1948-1949)


- Небоскреб "Seagram" в Нью-Йорке (архитекторы Mies van der Rohe, Philip Johnson, 1965)


- Художественный музей "Kimbell", Форт-Уорт, штат Техас (архитектор Louis I. Kahn, 1972)


- Небоскребы "Lake Shore Drive Apartments" в Чикаго


- Ресторан "Philip Johnson's Four Seasons" в Нью-Йорке


- Театр "New York State Theater", в Нью-Йорке


- Аэропорт "Eero Saarinen's Dulles", штат Виргиния


В 2007 году в Королевском институте британских архитекторов (RIBA – Royal Institute of British Architects) состоялось открытие выставки ретроспективных проектов Ричарда Келли. Участники конгресса и гости смогли подробно познакомиться с философским кредо Ричарда Келли и его пророческим видением важной роли естественного и искусственного света в архитектуре интерьера и экстерьера, а также с его идеологией в области дизайна светильников. Целый ряд светодизайнеров и архитекторов в многочисленных докладах и демонстрациях показали на примере своих проектов, как они восприняли и претворили в жизнь творческую философию и прогрессивные идеи великого мастера света. В 2010 году, к столетию со дня рождения Ричарда Келли, в Йельской школе архитектуры открылась выставка "Структура света Ричарда Келли". Куратор выставки Дитрих Нейман (Dietrich Neumann), отметил, что организованная выставка представляет работы одного из самых известных дизайнеров архитектурного освещения.


Автор: Сергей Сизый для информационного портала LightOnline.ru

Источники: ERCO The Light Factory (перевод с англ., С.Сизый), Мир дизайна, Точка Опоры, DOCOMOMO New York/Tri-State, Dexigner.

436 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page